«Не могу запомнить английские слова» – я очень часто слышу такие жалобы от тех, кто изучает английский. Слов все больше и больше, как же их все удержать в памяти?
Сегодня расскажу, почему на самом деле английские слова плохо запоминаются.
Дорогой читатель, внимание! Теперь у меня есть Телеграм-канал и группа ВКонтакте, где вы найдёте массу полезной информации по английскому языку в краткой и доступной форме. А также сможете принять участие в моих образовательных проектах. Обещаю, будет интересно. Подписывайтесь и добро пожаловать!
Ссылка на Телеграм-канал: https://t.me/polikarpova_study
Ссылка на группу ВКонтакте: https://vk.com/polikarpova_study
Причина 1 – непонятно, как и когда это слово употребляется
Если вы выучили слово и не знаете, как оно употребляется в речи, в активное использование оно никогда не войдет.
То есть важно знать:
- какие значения имеют слова и в каком контексте употребляются (например, divide и share – разделять, делить, используются в разных контекстах и имеют разное значение, хотя переводятся одинаково);
- какие предлоги с ними используются (wait for, listen to и т.д.);
- с какими другими словами они сочетаются (нельзя сказать look at TV, только watch TV);
- какие грамматические правила к ним применяются (у существительных – число, у прилагательных – степени сравнения, у глаголов – временные формы и т.д.).
Приведу пример. Возьмем слово different.
- Во-первых, уточним его значения. Different – разный, разнообразный: different colours – разные цвета. А также different – различный, отличающийся, не совпадающий: Our tastes are different – наши вкусы не совпадают (отличаются).
- Во-вторых, different может употребляться с предлогом from и это нужно знать: You look different from your photo. I am different from my sister. – Ты выглядишь (в жизни) иначе, чем на фото. Я не похожа на свою сестру.
- В-третьих, прилагательные имеют степени сравнения. То есть, грамматически нужно тоже уметь их использовать. Например, I’ve never met two more different people than this married couple. – Я никогда не встречал двух более разных людей, чем эта супружеская пара. – Сравнительная степень.
Причина 2 – нет достаточного количества повторений
Обычно бывает так – выучили слова и перескочили на новые в лучшем случае через неделю. Нет многократного повторения, старые слова не используются, а новые копятся, чтобы потом также успешно забыться. Почему это все гарантированно забудется?
Дело в том, что для того, чтобы слово запомнилось, нужно увидеть и использовать его не менее 7 раз, а лучше – больше. Особенно если слова не самые частотные. Причем задействовать новое слово нужно во всех видах речевой активности: чтение, письмо, аудирование и говорение.
Причина 3 – зубрежка по карточкам или из словарика
Ничего не имею против карточек при правильном подходе к изучению. Но чаще всего происходит следующее – по карточкам неплохо запоминаю, а в речи употребить не могу. Многих из нас так учили в школе. Записали слова в худшем случае в тетрадь/словарик столбиком, в лучшем случае – на карточки (так как перемешать можно, поэтому лучше).
В чем подвох метода?
- Слова, записанные в столбик в словаре, запоминаются по порядку. Первые слова запоминаются лучше, последние – хуже. Спустя несколько дней большая часть слов забывается, если их регулярно не повторять. А еще мозг работает таким образом: слова воспроизводятся в памяти исключительно по порядку. Вразброс вспомнить сложнее.
- Карточки – решение получше. Но опять же, слова из карточек часто запоминаются по цветам или опознавательным знакам, поэтому при взгляде на карточку слово легко вспоминается, а если пытаться вспомнить без них – опять сложнее. Карточки могут быть эффективны, когда есть контекст. То есть, эффективнее записать на карточке предложение или выражение, чем просто слово.
Карточки – хорошая помощь для повторения, но слова нужно 1) знать, как использовать и 2) использовать в устной и письменной речи.
Причина 4 – длинные списки слов
Еще одна причина, почему слова не запоминаются – вы учите лексику длинными списками.
- Во-первых, это бесполезно, если слова учатся в отрыве от контекста. Больше не значит лучше.
- Во-вторых, качественно запомнить сразу много слов и активно их использовать невозможно.
Допустим, вы выучили 50 слов на тему «черты характера» за полчаса. В зависимости от того, насколько хорошая у вас память, 10-20 из них отложатся в долгую память и то при условии многократного повторения.
Эффективнее и лучше взять 10 слов, найти им контекст и применение. Научиться использовать их в различных грамматических конструкциях и тогда они перейдут в активный словарный запас. И это будет полезнее, чем просто пытаться запомнить сразу много слов.
Давайте посмотрим наглядно. Запоминаем глагол hurt – болеть, причинять боль, задевать, обижать, ранить чьи-то чувства. Вот предложения, которые мы можем составить с этим словом и использовать их в реальной речи:
- It hurts. – Больно.
- I hurt myself. – Я поранилась (ушиблась).
- No one was hurt. – Никто не пострадал.
- It hurts me to see you unhappy. – Мне больно видеть тебя несчастным.
- If it hurts, I’ll take a painkiller. – Если будет больно, я приму обезболивающее.
- It hurts me that you never call back. – Мне обидно, что ты никогда не перезваниваешь.
На примерах мы сразу видим, как работает это слово, как оно употребляется. Что hurt – это не только про физический ущерб, но и про чувства, что после It hurts me используется инфинитив с частицей to и т.д. Заодно и грамматику подтяните.
Причина 5 – нет тематической направленности
Если вы учите разрозненные слова, которые ничем между собой не объединены, то с большой долей вероятности они забудутся.
Легче всего изучать лексику по темам. Например, деньги. Формируем лексическое поле: деньги, зарабатывать деньги, открыть счет в банке, высокая/низкая зарплата, взять взаймы, дать в долг и так далее. Таким образом, вы не только запомните много новых слов, но и сможете спокойно общаться на определенную тематику. В этом и есть суть изучения языка – умение общаться и использовать язык, писать и воспринимать на слух, читать и понимать прочитанное, а не просто знать много слов.
Обратите внимание, что учить нужно не просто набор существительных по теме (ручка, карандаш, ластик) или глаголов (играть, дышать, читать), а взаимосвязанные между собой слова, словосочетания и выражения, из которых можно составлять фразы, диалоги, рассуждения и прочее (писать ручкой, стирать ластиком, цветной карандаш). Если это ряд глаголов, пусть они тоже будут связаны между собой по смыслу. Например, глаголы движения: jump, run, crawl, hop, climb: прыгать, бегать, ползти, скакать, карабкаться.