Если вы уже изучаете английский язык, вы наверняка уже выделили для себя ряд особенностей и трудностей в изучении.
На начальных этапах (и не только) главной сложностью становится чтение. Наверное, вы уже заметили, что некоторые гласные имеют до четырех вариантов прочтения (например, A – первая буква алфавита) в зависимости от места, в котором они стоят в слове. Так нужно ли учить правила чтения в английском языке? Расскажу, что я об этом думаю.
Дорогой читатель, внимание! Теперь у меня есть Телеграм-канал и группа ВКонтакте, где вы найдёте массу полезной информации по английскому языку в краткой и доступной форме. А также сможете принять участие в моих образовательных проектах. Обещаю, будет интересно. Подписывайтесь и добро пожаловать!
Ссылка на Телеграм-канал: https://t.me/polikarpova_study
Ссылка на группу ВКонтакте: https://vk.com/polikarpova_study
Больше исключений, чем правил
Дело в том, что свод правил чтения английского языка настолько широк, что может отпугнуть начинающих учить язык от этой сомнительной затеи.
На самом деле, в английском чтении есть логика и есть целые группы слов, которые читаются по одному и тому же правилу. Но много и самих правил.
Например:
- Правила чтения гласных в открытом слоге.
- Правила чтения гласных в закрытом слоге.
- Чтение гласных с буквой r, которая стоит до и после гласной.
- Правила чтения временных окончаний –ed и так далее.
- Различное чтение в безударных и ударных позициях.
- Чтение согласных и их сочетаний опять же в зависимости от их положения в слове и сопровождающих их гласных или согласных букв.
Английский язык богат на звуки – их насчитывается 44 при алфавите из 26 букв.
Для сравнения – в русском языке 43 звука, во французском – 35, в испанском – 27.
Кроме того, немало исключений.
Например, сможете ли вы объяснить, почему следующие слова читаются именно так, как они читаются:
- Do – Go;
- Does – Goes (чтение окончаний -s, -es);
- Live в значении «жить» и в значении «прямой эфир»;
- read в настоящем времени и в прошедшем времени при абсолютно одинаковом написании;
- а как читается имя Sean?
Таких примеров в английском масса.
В английских словарях, в отличие, например, от французских, вы увидите транскрипцию для каждого слова. Во французских словарях транскрипцию не пишут, так как правила чтения строгие. Транскрипция будет указана только если данное слово читается не по правилу и является исключением.
Как же разобраться в правилах чтения английского языка?
Если вы непременно хотите научиться читать, то рекомендую:
- В первую очередь освоить чтение знаков фонетической транскрипции. Тогда вы сможете прочитать незнакомое слово, обратившись к словарю.
- Второе – обзаведитесь электронным словарем с озвучкой. Сейчас есть масса вариантов электронных словарей, которые дают правильную аудио озвучку слов.
- Не стремитесь выучить все правила чтения сразу и наизусть. Есть смысл запомнить наиболее простые. Например, что ch читается как «ч», а sh – как «ш».
- Более сложные правила, а это относится прежде всего к гласным, осваивайте постепенно. И вскоре вы поймете логику чтения. Если встречаются похожие по своему строению слова, вы интуитивно догадаетесь, что читаются они одинаково. Например, rat, cat, fat, bat, bad – нетрудно догадаться, что во всех этих словах гласный звук будет произноситься одинаково. И для этого совершенно нет необходимости становиться специалистом по английской фонетике.
Учитесь читать через лексику
Если ваша задача – освоить чтение для того, чтобы читать и понимать простые тексты, а не зачитывать академические лекции вслух для широких аудиторий, не нужно сильно углубляться в изучение правил и тонкостей фонетики.
Я рекомендую учить прежде всего лексику, а не правила чтения. Если вы знаете, как читаются самые частотные слова, вам будет в разы легче читать.
Ведь каждый, даже сложный текст, по большей части состоит из частотных слов, без которых просто не обойтись.
Не нужно вдумываться, почему в слове but буква «u» читается как «а». Если вы знаете это слово и его прочтение – этого вполне достаточно. Фонетические тонкости оставьте лингвистам.
По своему опыту могу сказать, что всех своих учеников я обучаю чтению, отталкиваясь от лексики, а не от правил чтения. И ученики достаточно быстро начинают хорошо читать. Причем независимо от возраста.
Ведь основная задача изучения языка – говорить на нем и понимать его, а не читать набор непонятных символов.
Со временем все мои студенты интуитивно понимают, как читаются даже незнакомые им слова. А если возникают сомнения, они читают слово по транскрипции. Правила чтения ввожу постепенно и по мере необходимости. Как только обучение становится осознанным, а общая структура языка – понятной, есть смысл объяснять отдельные правила, если возникают сложности в распознавании отдельных звуков.
Важно найти золотую середину. Если правило простое, запоминайте его. Но не забывайте об исключениях. Если сложное, то в этом нет большого смысла.
Почему чтение легче запоминается через лексику? Потому, что знакомые слова и предложения, а также текст имеют смысл. Мозг человека воспринимает его и понимает.
А отдельные правила, звуки, слова, значение которых мы не знаем, но пытаемся научиться их читать, мозг не распознает как что-то значимое. А непонятное всегда отбраковывается.
Если вы даже логически поняли, как читается та или иная буква в том или ином положении, при чтении текста, а не отдельных слов с данным звуком, вы будете допускать ошибки. Если вы читаете упражнения в чтении, ваш мозг настроен на определенные звуки, которые вы отрабатываете. В случайном же тексте все звуки перемешаны и разграничивать их сложнее.
Вывод
Итак, касаемо иностранных языков и английского в частности, я рекомендую:
- Изучать правила чтения через лексику.
- Запомнить самые простые правила, которые не имеют большой вариативности. Например, в буквосочетании kn – k не читается.
- Изучать сложные правила по мере погружения в язык и всегда параллельно с лексикой.
- Выучить знаки транскрипции для пользования словарем.
- Иметь словарь с аудио озвучкой.
Итак, мой ответ на вопрос – «Нужно ли учить правила чтения в английском языке» таков – учите лексику, а правила выработаются и запомнятся сами по себе.